Напишите или позвоните удобным Вам способом
Phone
Mail
Telegram
WhatsApp
Skype

Если имя и фото вашего партнера по бизнесу - ключевой актив


Продолжаем серию публикаций о построении бизнес-партнерств, смежных рисках и работе с ними. Ранее уже успели рассказать:

  • Как запретить партнеру вести аналогичный бизнес (тут)
  • Как уменьшить влияние супруг(а) вашего партнера на ваш общий бизнес (тут)

Риск № 3: именной партнер выходит из бизнеса

Имя или изображение некоторых людей – очень ценный ресурс для продвижения бизнеса на рынке, лучшая реклама. Случается, что положительная ассоциация продукта или услуги с определенной личностью подменяет собой рассказ о их качестве и иных полезных свойствах.

Одни предпринимали используют свое имя в названии собственных компаний: Евгений Касперский, Дадим Дымов, Аркадий Новиков. Другие – свои изображения в его рекламе: Тимати, Михаил Гончаров («Теремок»), Андрей Трубников (Natura Siberica, хоть и в прошлом). Однако в большинстве этих случаев именной партнер не является единственным владельцем бизнеса, почти все они созданы в партнерстве.

И если один из партнеров в вашей совместной компании несет подобную роль, то возникает серьезная зависимость от него. Отказ именного партнера или уход из бизнеса может серьезно сказаться на его развитии.

Поэтому, прежде чем делать ставку на такой способ продвижения, следует позаботиться о защите бизнеса от такой неожиданности.

Примеры использования имени и/или изображения вашего партнера по бизнесу:
  • В названии компании, логотипе, товарном знаке, коммерческом обозначении
  • В обозначении отдельного продукта компании
  • В рекламной кампании фирмы или продукта и различных маркетинговых материалах

Именной партнер выходит из проекта: негативные последствия для бизнеса

Добиться «пожизненного» участия в бизнесе невозможно. Поэтому легко можно представить следующую ситуацию - именной партнер перестал быть совладельцем компании (сам вышел из нее, передал свою долю иному лицу и т.д.). Как итог – компания больше не может использовать его имя / изображение в своей коммерческой деятельности.

Иные последствия для бизнеса:
  • Потеря части потребителей, для которых стимулом к покупке была именно связь продукта с данным человеком

  • Прямые финансовые потери компании – становятся бесполезными прошлые затраты на маркетинг и рекламную продукцию

  • Дополнительные финансовые расходы - необходимость срочно корректировать рекламную кампанию и готовить новые рекламные материалы

Как работать с риском?

Заключите с партнером письменное соглашение об использовании компанией его имени и/или изображения

Использование имени и/или изображения регулируется специальным соглашением (сделкой) между этим партнером и компанией. Партнер дает компании согласие на их использование. Нормативная база для подобных соглашений не самая объемная, но ее вполне достаточно для создания рабочего инструмента (в отношении имени – абз. 2 ч. 4 ст. 19 Гражданского кодекса РФ, для изображения – стр. 152.1. там же).

При этом не имеет значения, является ли это лицо совладельцем бизнеса. Таким образом, компания сможет продолжить использовать этот актив даже после выхода именного партнера из бизнеса.
Такое соглашение позволяет бизнесу использовать имя и изображение именного партнера и после расставания с ним, и даже после его смерти

Что предусмотреть в таком соглашении

1
Укажите срок использования имени и/или изображения именного партнера.
Это могут быть десятки лет, но для защиты интересов обеих сторон рекомендуем возможность досрочного прекращения (прекращение компанией платежей за использование имени, совершение именным партнером аморального или иного оговоренного поступка и т.п.)
2
Детализируйте порядок, пределы и способ использования имени/изображения (с каким продуктом компании можно использовать, с каким нет, и т.д.)
3
Сделайте размер вознаграждения динамичным: привяжите к показателям деятельности компании и/или иным обстоятельствам (владелец / не владелец компании, объем продаж, размер выручки, маркетинговые активности именного партнера и т.д.)
4
При необходимости укажите «иные маркетинговые обязанности» для именного партнера: регулярное размещение определенного контента в его социальных сетях, участие в подготовке фото- и видеоматериалов, посещение выставок и мероприятий компании и т.д.

Смерть именного партнера

Право компании на использование имени / изображения именного партнера не прекратится с его смертью (если только стороны не предусмотрели иной сценарий в своем соглашении).

Ярким примером служит спор ликёро-водочного завода к наследникам М.Калашников, который пытался прекратить платежи за использование имени в своей продукции (Определение Верховного Суда РФ от 22 марта 2022 г. № 43-КГ21-7-К6)
Если такая ситуация вам близка – свяжитесь с нами. Мы оказываем комплексный юридический консалтинг при построении бизнес-партнерств с учетом смежных рисков, сопровождаем сделку от разработки структуры до ее закрытия
Материал отражает позицию автора, подготовлен исключительно в информационных целях и не предназначен для решения конкретной ситуации. Не является юридической консультацией.
Tilda Publishing
Благодарны за репост!

Рекомендуем почитать

Показать еще